24 ноября 2016

Открытие выставки «Паоло Трубецкой. К 150−летию со дня рождения» в Государственном Русском музее, при поддержке компании «Северсталь», «Силовые машины» и Nordgold

24 ноября в залах Михайловского замка открывается выставка работ одного из самых знаменитых скульпторов рубежа XIX–XX веков Паоло (Павла Петровича) Трубецкого, приуроченная к юбилею мастера.

В экспозицию выставки войдут 37 скульптурных произведений и 8 рисунков из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций Алексея Егорова и Давида Якобашвили.

Паоло Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в городке Интра (Италия).  Его отец — русский князь Петр Петрович Трубецкой, состоял при Русском посольстве во Флоренции, мать – американка, пианистка Ада Винанс, приехавшая в Италию учиться пению. Мать скульптора была увлечена живописью и музыкой, благодаря чему  в доме Трубецких царила творческая атмосфера.

Обучение Паоло искусству скульптуры  проходило в Милане — в ателье Франческо Барцаги и Эрнесто Баццаро. Первые самостоятельные работы принадлежали преимущественно к анималистическому жанру, однако вскоре Трубецкой всерьез увлекся портретами и уже в девятнадцатилетнем возрасте начал работать в собственной мастерской.

В Россию скульптор приехал в 1897 году и был приглашен преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его творческая независимость и живая импрессионистическая пластика вдохновила многих молодых русских скульпторов и была воспринята ими как поток «свежего воздуха», который помог выйти из тупика академизма и натурализма «идейных» реалистов.

Экспонирование произведений Трубецкого на московских и петербургских выставках неизменно вызывало живой интерес, хотя в журнальных и газетных откликах восторженное признание его творений чередовалось с решительным отрицанием, характерным в первую очередь для сторонников академической школы.

16 декабря 1903 года, наряду с Серовым, Врубелем, Рерихом, Борисовым-Мусатовым, Нестеровым, Дягилевым и другими, Трубецкой был избран действительным членом Союза русских художников.

Паоло Трубецкой на протяжении всей жизни работал в Италии, России, Франции,  Америке, периодически выполняя заказы и в других странах. Однако «русский период» его творчества был едва ли не самым значимым и плодотворным. В Москве и Петербурге рождались многие общепризнанные шедевры скульптора, представленные и на этой юбилейной выставке. Именно для тогдашней российской столицы в течение нескольких лет создавался памятник императору Александру III, поставленный в 1909 году в Санкт-Петербурге на Знаменской площади (ныне – площадь Восстания). Ставший олицетворением «великой русской мощи», как говорил о своем замысле сам Трубецкой, этот монумент стоит теперь перед фасадом Мраморного дворца Русского музея. 

Сейчас Русскому музею принадлежит самое большое в нашей стране собрание работ скульптора. Впервые собранная коллекция выставлялась практически полностью в 1966 году, когда отмечалось 100−летие со дня рождения скульптора.